Как игрушечная роботизированная рука 1980-х годов вдохновила современную робототехнику

Будучи ребенком инженера-электронщика, я проводил много времени в нашем местном Radio Shack в детстве. Пока мой отец искал конденсаторы и резисторы, я был в отделе игрушек. Именно там, в 1984 году, я обнаружил лучшую игрушку моего детства: роботизированную руку Арматрон.

Рисунок из патентной заявки на роботизированную руку «Арматрон».

Описанная как «роботоподобная рука для помощи молодым гениальным умам в научных и лабораторных экспериментах», эта редкая игрушка соответствовала шумихе, напечатанной на передней части коробки. Это была настоящая роботизированная рука. Вы могли вращать руку, чтобы вращаться вокруг ее основания, наклонять ее вверх и вниз, сгибать ее в «локтевом» суставе, вращать «запястье» и открывать и закрывать ярко-оранжевую шарнирную руку в элегантных аккордах движения, и все это с помощью только вращающихся двойных джойстиков.

Любой, кто играл с этой игрушкой, также помнит звук, который она издавала. Как только вы переводили кнопку питания в положение «Вкл.», вы слышали постоянный жужжащий звук вращающихся и скручивающихся пластиковых шестеренок. А если вы пытались протолкнуть ее за пределы, она дергалась и протестовала с резким «КЛИК… КЛИК… КЛИК».

Не только дети считали Арматрон таким особенным. Он был представлен на обложке журнала Robotics Age за ноябрь/декабрь 1982 года , в котором отмечалось, что игрушка за 31,95 доллара (около 96 долларов сегодня) имела «возможности, обычно присущие только гораздо более дорогим экспериментальным рукам».

части арматрона разобраны и разложены на столе

Несколько лет назад я нашел свой Armatron, и когда я открыл корпус, чтобы снова его запустить, я был поражен, обнаружив, что, кроме отсека для пары батареек D-cell, переключателя и крошечного трехвольтового двигателя постоянного тока, эта штука была полностью лишена каких-либо электронных компонентов. Она была чисто механической. Позже я нашел патентные чертежи для Armatron в Интернете и увидел, насколько невероятно сложны были схемы коробки передач. Эта конструкция была работой гения — или сумасшедшего.

Мужчина за рукой

Мне нужно было узнать историю этой игрушки. Я связался с производителем Tomy (теперь известным как Takara Tomy), который работает в Японии уже более 100 лет. Это свело меня с Хироюки Ватанабэ, 69-летним инженером и дизайнером игрушек, живущим в Токио. Сейчас он на пенсии, но проработал в Tomy 49 лет, создав множество классических портативных электронных игрушек 80-х годов, включая Blip, Digital Diamond , Digital Derby и Missile Strike . Имя Ватанабэ можно найти в 44 патентах , и он участвовал в выводе на рынок от 50 до 60 продуктов. Ватанабэ отвечал на вопросы по электронной почте с помощью видео, и его ответы были переведены с японского.

«У меня не было периода, когда я профессионально изучал инженерное дело. Вместо этого я поступил в то, что в Японии называют технической средней школой, которая готовит технических инженеров, и я фактически [поступил] на электротехнический факультет там», — рассказал он мне.

После этого он работал в Komatsu Manufacturing, потому что, как он сказал, ему нравились бульдозеры. Но в 1974 году он увидел, что Tomy нанимает сотрудников, и захотел делать игрушки. «Мне сказали, что это компания по производству игрушек № 1 в Японии, поэтому я решил [на нее стоит обратить внимание]», — сказал он. «Я сел на ночной поезд из Тохоку в Токио, чтобы сдать экзамен на работу, и так я в итоге устроился в эту компанию».

Вдохновение для Armatron пришло из газетной вырезки, которую однажды принес ему начальник Ватанабе. «Там было изображение [механической руки], держащей яйцо тремя пальцами. Я думаю, мы начали с того, что думали: «Вот куда все движется в наши дни, так что давайте сделаем это», — вспоминает он.

Будучи руководителем небольшой команды, Ватанабэ ненадолго переключил свое внимание на другой проект, и к тому времени, как он вернулся к роботизированной руке, у команды был прототип. Но он сильно отличался от окончательной формы Арматрона. «Рука торчала из основного корпуса в сторону и могла двигаться только примерно на 90 градусов. Панель управления также имела шесть положений движения, и они переключались с помощью шести переключателей. Мне лично это не понравилось», — сказал Ватанабэ. Поэтому он вернулся к работе.

Изобретатель Арматрона Хироюки Ватанабэ в Токио в 2025 году

Прорыв Ватанабе был вдохновлен радиоуправляемыми вертолетами, которыми он управлял в качестве хобби. Держа в руках пульт дистанционного управления с двумя джойстиками, он сказал мне: «Это управление ручкой позволяет вам выполнять четыре движения двумя руками, но я думал, что если вы повернете эту часть, вы сможете использовать шесть движений».

Ватанабэ за работой в компании Tomy в Токио в 1982 году.

«Я всегда хотел создать систему, которая могла бы вращаться на 360 градусов, поэтому я думал о том, как заставить эту систему работать», — добавил он.

Ватанабэ подчеркнул, что, хотя он и указан как главный изобретатель Арматрона, это была командная работа. Дизайнер создал корпус, цвета и логотип, добавив штрихи, имитирующие особенности промышленных роботов того времени, такие как резиновые трубки (которые просто для вида).

Когда в 1981 году впервые появился Armatron, инженеры-робототехники начали связываться с Ватанабэ. «Я не столько слышал от людей в магазинах игрушек, сколько от исследователей из университетских лабораторий, заводов и компаний, которые производили промышленных роботов», — сказал он. «Они были весьма воодушевляющими, и мы часто общались друг с другом».

Длинный радиус действия робота в Radio Shack

Смелый внешний вид и функциональность Арматрона произвели большое впечатление на многих молодых людей, которые в будущем посвятят свою жизнь робототехнике.

Одним из них был Адам Боррелл, инженер-конструктор-механик, который на протяжении 15 лет создавал роботов в Boston Dynamics, включая Petman, знаменитого на YouTube Atlas и четвероногого робота размером с собаку по имени Spot.

Боррелл вырос в нескольких кварталах от Radio Shack в Нью-Йорке. «Если я шел на станцию ​​метро, ​​мы проходили прямо мимо Radio Shack. Я останавливался и играл с ним, устанавливал таймер, выполнял задания», — говорит он. «Я знаю, что это была игрушка, но это был настоящий робот». Armatron был тем крючком, который заманил его в Radio Shack, а затем пробудил в нем пожизненный интерес к инженерии: «Я катал пенни и тратил их на покупку паяльников и паял в Radio Shack».

«По сей день ведутся исследования с использованием ИИ, чтобы попытаться найти оптимальные способы захвата объектов, которые [робот] видит в мусорном ведре или в окружающем мире».

У Боррелла была судьбоносная встреча с игрушкой во время учебы в аспирантуре по специальности «инженер». «У одного из моих коллег по офису на столе стоял Арматрон, — вспоминает он, — и он был сломан. Мы разобрали его вместе, и тогда я впервые увидел его внутренности.

«У него была эта фантастическая механическая зубчатая передача, которая просто включала и выключала этот один мотор кучей разных способов. И было действительно интересно, что он сделал так много — один маленький мотор. И это как бы заставило меня снова задуматься о промышленных роботах-манипуляторах».

Эрик Паулос, профессор электротехники и компьютерных наук Калифорнийского университета в Беркли, вспоминает, как он ворчал на своих родителей о том, каким образовательным подарком станет Арматрон. В конечном итоге ему удалось добиться успеха в лоббировании.

«Это было просто бесконечное исследование, когда я поднимал вещи и передвигал их, и даже просто наблюдал, как они двигаются. Это было для меня завораживающе. Я чувствовал, что действительно владею своим собственным маленьким роботом», — вспоминает он. «Я дорожу этой штукой. Она у меня до сих пор, и она все еще работает».

Арматрон на обложке журнала Robotics Age за ноябрь/декабрь 1982 года.

Сегодня Паулос строит роботов и учит своих учеников, как строить своих собственных. Он бросает им вызов, предлагая решать проблемы в рамках ограничений, например, строить из картона или Play-Doh; он считает, что ограничения, с которыми столкнулись Ватанабе и его команда, в конечном итоге заставили их быть более креативными в своей инженерии.

Несложно провести параллели между Арматроном — невероятно аналоговым роботом — и высокотехнологичными машинами, которые сегодня учатся двигаться невероятными новыми способами, используя достижения искусственного интеллекта, такие как компьютерное зрение и обучение с подкреплением.

Паулос видит параллели между проблемами, с которыми он сталкивался в детстве со своим Арматроном, и теми, с которыми исследователи все еще пытаются справиться сегодня: «Что происходит, когда вы поднимаете вещи, которые слишком тяжелые, но вы можете поднять их, если подойдете к ним с разных сторон? Или как вы захватываете вещи? До сих пор ведутся исследования с использованием ИИ, чтобы попытаться найти оптимальные способы захвата объектов, которые [робот] видит в мусорном ведре или в окружающем мире».

Хотя ИИ, возможно, и захватывает мир робототехники, эта область по-прежнему нуждается в инженерах — конструкторах и мастерах, которые могут решать проблемы в физическом мире.

Страница из каталога Radio Shack 1984 года, на которой изображена модель Armatron за 31,95 доллара.

Armatron побуждал детей исследовать аналоговую механику, напоминая, что не все прорывы происходят на экране компьютера. И что практическое любопытство не угасло. Сегодня новое поколение поклонников заново открывает для себя Armatron через онлайн-сообщества и самодельные модификации. Десятки видеороликов об Armatron есть на YouTube, включая тот, где рука была модифицирована для работы на паровой тяге .

«Я очень рад видеть, что люди, которые любят механизмы, поражены», — сказал мне Ватанабе. «Я действительно рад, что есть еще люди, которые любят нашу продукцию таким образом».

Джон Киган пишет о технологиях и искусственном интеллекте и публикует Beautiful Public Data — тщательно отобранную коллекцию правительственных наборов данных ( beautifulpublicdata.com ).